Пустая смета

НАЧАЛО ИСТОРИИ КИРПИЧА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

НАЧАЛО ИСТОРИИ КИРПИЧА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Город Санкт-Петербург в 1710-х годах набирал свой рост, правда не так быстро, как хотелось бы царю. Желающих добровольно переселиться сюда почти не находилось, тогда правительство стало действовать силой.

В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.

Одновременно с этим был установлен так называемый кирпичный налог, который был обязан оплачивать каждый, кто въезжал в город. Размер налога составлял ровно один кирпич. Отголоском той эпохи является Кирпичный переулок Санкт-Петербурга, на месте которого, согласно одной из теорий, хранились кирпичи, полученные в счёт уплаты этого налога.

Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.

Вплоть до середины XIX века изготовление кирпича в стране было операцией сложной и трудозатратной, по большей части, в силу её примитивности. Формовка заготовок для кирпичей выполнялась исключительно вручную. Просушивался кирпич только в тёплый период года, а обжигался в наспех сооружённых временных печах. Новый виток развития кирпичного производства начался в последующие годы. 

Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и в большинстве своем не имеет клейм. Первые клейма на кирпичах появились при Борисе Годунове с изображением единорога и двуглавого орла. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.

IMG_3526.jpg

В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.

Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. Из датированных клейм наиболее старым является клеймо «1777» на тычке кирпичей из построек усадьбы Марфино Мытищинского района Московской области. Можно предположить, что с введением в 1700 г. Петром I арабского обозначения цифр, на различных изделиях, в том числе и на строительных материалах, включая кирпич, могли появиться клейма с арабским обозначением годя уже в первом десятилетии XVIII в.

Кроме клейма кирпичи «опознаются» по цвету: например, петербургский современный кирпич («морской») равномерно охряной, старинный пресноводный - в широкой гамме: Колпинские глины, взятые у реки Ижоры, придавали кирпичу красный цвет, Тосненские - розово-желтый, глины, взятые на Неве - рябиновый.

Изучение и «разгадывание» клейма – весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.

IMG_3516.jpg

На фото: Инчик Всеволод Владимирович (в середине), доктор технических наук, профессор, основатель музея петербургского кирпича при СПбГАСУ

Контакты музея: г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4.
Заявки на посещение музея принимаются по телефону 575-94-54



Возврат к списку